Одной из важных составляющих дошкольного детства является подготовка ребенка к школьному обучению. В апреле – мае детей тестируют на психологическую готовность к школе. Это понятие включает в себя развитую эмоционально-волевую сферу, интеллект, подготовленную к письму руку, развитую мотивационную, а так же коммуникативную сферы психики детей. Сюда входят развитые мыслительные процессы, речь, стремление к познанию.
Не следует забывать и о том, что для ребенка шестого года жизни игра уже не является важнейшей сферой деятельности. Ребенок готов повысить свой социальный статус и психологически перерастает игру. Для его взросления важным является стремление получить статус школьника, приобщиться к взрослой жизни. Привлекательны для него и школьные атрибуты, которые повышают его важность для себя самого и, по его мнению, для окружающих.
Для успешного школьного обучения, прежде всего, важна развитая волевая сфера. Это значит, что ребенок должен уметь соподчинять мотивы поведения. Понимать значения слов «надо» и «сейчас», а не жить по принципу: «когда хочу» и «потом, когда-нибудь». Без развитых волевых процессов нормальное обучение невозможно! Тут немаловажным является и положительное эмоциональное отношение к обучению. Конечно, в детском саду, мы прививаем таковое. Но значение семейных традиций, положительное отношение мамы и папы к обучению и познанию сложно переоценить. Произвольные познавательные процессы еще не сформированы к шести-семи годам. И ребенок часто ориентируется на то, что интересно и притягательно для родителей. Ведь Вы – главные люди в его жизни. Его ориентир. В семьях, где познанию не уделяют внимания не вырастет ребенок стремящийся к обучению. В семьях, где не читают книг, не интересуются познавательными программами, не посещают выставок, театров, концертов и ребенок будет мало интересоваться науками, искусством и т.п.
В сфере умственного развития ребенку необходимы посильные знания об окружающем мире, свойствах живой и неживой природы, жизни общества. Важно, чтобы было развито образное мышление, творческое воображение, сформированы аналитико-синтетические функции мозга, сформирован определенный кругозор.
Трудно переоценить и значение правильной и развитой речи для школьного обучения! Если есть нерешенные вопросы с речью, то непременно есть и некоторый дисбаланс психических функций ребенка. Если речь ребенка отстает в развитии, то и письмо будет отставать, и чтение, пересказ, память, мелкая моторика. А ведь именно на них и держится все обучение в школе.
Особое место в подготовке к школе имеет и физическая подготовленность ребенка. Он должен быть достаточно вынослив, скоординирован, физически развит. Ведь ребенку предстоят нешуточные физические нагрузки не только в школе, но и вне ее стен. И здесь вам помогут регулярные занятия физкультурой, пребывание на свежем воздухе, с подвижными играми, соблюдение режима дня, даже в выходные.
Теперь поговорим о специфических навыках, которыми, обычно, занимаются родители, подготавливая ребенка к школе. Это навыки чтения, письма и счета. Безусловно, если малыш, придя в первый класс, владеет ими, то его обучение, на первых порах, будет облегчено. Но тут главное не забывать, что навык чтения, без навыка выделять и распознавать фонемы, не принесет особой пользы. Ребенку будет трудно овладеть письмом, как уже говорилось, если он не умеет слышать и правильно различать звуковую структуру слова. А простой счет, без понимания состава числа, не поможет в решении задач. Ведь тут нужно не просто складывать и вычитать, а понимать почему нужно то или иное действие. И какое из арифметических действий следует применить. Следовательно без развитой речи, без развитой логики мышления успешное обучение невозможно!
Иногда бывает и так, что неправильное обучение чтению, неправильное обучение письму, решению задач только усложняет работу учителя. И ввергает вашего ребенка в уныние, нежелание учиться. В детском саду эти занятия проходит с учетом требований школ и учетом психологических возможностей детей. Однако дома следует подкреплять полученные навыки знания.
Одной из главных черт успешного обучения и желания посещать школу является развитые коммуникативные функции вашего ребенка. Они так же включаются в понятие школьной готовности. К моменту поступления в школу ребенок должен понимать, что он в коллективе не один и уметь соподчинять мотивы своего поведения с коллективом. Он должен уметь находить свое место в коллективе, уметь общаться со сверстниками и взрослыми, чувствуя разницу в этом общении. Так же следует позаботиться об эмоциональной составляющей как обучения, так и общения. Чем выше ваша положительная оценка школьного обучения, чем радостнее вы принимаете познание, чем активнее вы стремитесь к новому, на высокой эмоциональной волне принимаете как обучение, так и общение, тем проще будет сориентироваться вашему ребенку в окружающей обстановке!
Так же ребенок должен понимать уместность своего поведения, номы и правила общения с другими людьми. Они должны стать органичными для него. И это прививается личным примером лучше, чем обучением!
Но бывают детки с личностными особенностями. Рассмотрим их..

Тревожность

Если родители или учитель постоянно недовольны успехами ребенка, если, ссылаясь на его высокие возможности, делают ему массу замечаний, не хвалят ребенка, заставляют переделывать работу несколько раз, добиваясь совершенства любой ценой, то у такого ребенка обязательно разовьется тревожность. Ребенок учится вполне прилично, даже хорошо, а родители требуют еще лучше. Не 10 баллов, а непременно 12! Чтобы результаты были лучше чем у других. И вот, самооценка ребенка снижена, результаты обучения тоже. Ребенок делает все от себя зависящее, а одобрения не получает. В такой гонке он начинает бояться заданий, бояться не быть лучшим, бояться неудачи, еще не приступив к заданию. Результат – низкая успеваемость, низкая инициатива, нежелание учиться в школе. А ведь родители преследовали исключительно личные амбиции. Но любим мы своих детей не за то что они лучшие, а за то, что они есть! Какой же выход? Он прост:
. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижает уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных задач.

Негативистическая демонстративность

Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Такой ребенок ведет себя как артист на сцене. Он очень хочет быть для всех важным, ценным, признанным! Главное для него – обратить на себя внимание. Иногда и соврет. А бывает так, что соврет и сам поверит. На столько, что ложь его обрастет деталями, ньюансами, которые и взрослый не придумает! Станет неотличимой от правды даже для самого ребенка! Он верит в свою ложь так, как если бы она была правдой. Иногда эта ложь не потому, что нужно как-то себя защитить или выгородить, не для выгоды. А исключительно для значимости! И вот уже ребенок «выпадает» из учебной реальности, не понимает требований учителя, не успевает за обучением. А ведь самое простое было бы чаще хвалить таких детей за их реальные достижения и «не замечать» придуманных.

Источником демонстративности обычно является недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье «заброшенными», «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях, детям походят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная.

Но самое главное – снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, не обращать, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

«Уход реальности»

Проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых.

Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе; не нарушал дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».

Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться.

Таким образом, социально-психологическая готовность к обучению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умением подчиняться интересам и обычаям детской группы развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются в тех случаях, исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

Итак, обобщив, можно сделать следующие заключения:
Ребёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Он должен достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определённого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Готовность к обучению в школе определяется по таким параметрам как: мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, планирование и контроль, эмоционально-волевая готовность – произвольность поведения.
Ребёнок к школе готов, если он умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий, результаты усилии его деятельности соответствуют поставленной цели и может самостоятельно сопоставить полученные результаты с поставленной целью.
Ребёнок к школе не готов, если: не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая, не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий, работать по инструкции, результаты усилий ребёнка полностью не соответствуют поставленной цели.
Формирование психологической готовности к обучению в школе одна из важнейших задач дошкольного детства, осуществление которой проходит не только в детском саду, но и ежедневно дома, в кругу близких ребёнку людей.

Условия приема

Подробнее

Памятка для родителей

Подробнее

Вопросы питания

Подробнее
 

ул. Софиевская 20
Тел: (048) 723-44-60
Email: pinokkio@inbox.ru

 

Полозова Елена Владимировна
Тел: (067) 787-63-11

 

Рудник Яна Ивановна
Тел: (050) 392-39-40