Консультация для родителей.
Воздействие институтов социализации выступает внешним фактором, задающим содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его социальной ком­петентности. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, воплощающиеся в субъективной системе переживаний социальных отношений и формирующейся картине мира. В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Понятие «социализация» при широком толковании представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка.
Социализация как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Воспитание, обучение, развитие относят к формам социализации личности, как управляемые и целенаправленные процессы социализации.
Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.
Тенденция роста деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность) имеет свои истоки в дошкольном детстве.
Несформированная в старшем дошкольном возрасте социализация ведет к аутизму, низкой успеваемости, агрессивности, применению физической силы.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Частные модели социализации строятся с ориентацией на формирование идентичности, представляя собой исследования в развитии полоролевой, профессиональной, этнической, политической и других типов социалиации. П. Бергер, Т. Лукман в своих работах по проблеме социализации отмечают первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация. Главным агентом процесса социализации личности на этом этапе является семья. Ребенок усваивает первые в своей жизни нормы и ценности от своих родителей, братьев и сестер. Этот этап социализации особенно важен, так как именно в семье закладывается основа представлений ребенка о правилах взаимодействия с другими людьми. Многие исследователи считают что именно семье, а не соц.учреждениям, принадлежит главная роль в социализации. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.

Вторичная социализация. Главными агентами социализации на этом этапе становятся сначала детский сад и школа, где сверстники действуют как активные агенты социализации, затем институт, работа и прочие социальные организации, где проводит время индивид. Социализация в детском саду происходит как в процессе общения со сверстниками, так и в процессе общения с воспитателями.

Ресоциализация – это процесс замены уже сложившихся у человека норм и ценностей, образцов поведения на другие. Причины ресоциализации могут быть разными – смена страны проживания, работы, круга общения и т.д. Как правило, процесс ресоциализации затрагивает каждого человека и длится на протяжении всей человеческой жизни.

 

Факторы социализации личности
Факторы социализации личности – это то, что заставляет человека социализироваться. Можно выделить несколько групп факторов социализации:

Мега факторы социализации – это все то, что глобально влияет на развитие всех жителей земли. Сюда можно отнести климат на планете, влияние космоса, Земли и прочее.

Макрофакторы социализации – это общество, в котором растет индивид, государство, этническая группа, к которой принадлежит индивид.

Мезофакторы социализации – оказывают влияние на социализацию людей, проживающих в определенной местности, принадлежащих к какой-либо социальной группе или культуре, объединенных общими взглядами по какой-либо проблеме.

Микрофакторы социализации – это то, что непосредственно оказывает влияние на процесс социализации личности и вынуждает его социализироваться. По сути, это агенты социализации, о которых мы говорили выше: семья, школа, сверстники, учителя и даже соседи.

Механизмы социализации личности
Социализация личности не происходит сама по себе. Существуют определенные механизмы. Взаимодействие факторов и агентов социализации приводит в действие так называемые механизмы социализации личности. Механизмы социализации можно разделить на две группы

Социально-психологические механизмы социализации
Социально-педагогические механизмы социализации
Социально-психологические механизмы социализации личности

Эти механизмы социализации личности включают в себя следующие элементы:
Запечатление (импритинг) – это процесс, в результате которого индивид подсознательно и рецепторно ощущает воздействие на себя внешних, жизненно важных объектов. Обычно это воздействие происходит, когда индивид находится в младенческом возрасте, но не исключено это воздействие и в более позднем возрасте социализации личности.
Экзистенциальный нажим – процесс усвоения языка и социально значимых норм поведения, происходящий на неосознанном уровне.
Следующим механизмом социализации, относящегося к социально-психологической группе является подражание. Подражая, индивид следует чьему-либо примеру или образцу поведения, усваивая тем самым определенные нормы.
Следующий элемент – идентификация или отождествление человеком себя с другим человеком или группой людей. Это процесс социализации личности также происходит неосознанно.
Последний элемент социально-психологических механизмов социализации – это рефлексия. Рефлексируя, человек тщательно «взвешивает» те нормы, ценности и образцы поведения, которые он наблюдает у агентов социализации: своих сверстников, родных и прочих значимых для него людей. На этом этапе человек соотносит данные ценности и нормы со своим «Я», внутренне принимает или отвергает наблюдаемые им ценности и нормы. В результате рефлексии начинает формироваться личность индивида, его понимание своего места в обществе.

Социально-педагогические механизмы социализации личности

В этой группе механизмов социализации можно выделить следующие элементы.

Традиционный механизм социализации запускается в действие такими агентами социализации как: родители, сверстники и прочим непосредственным окружением. Человек усваивает от них основные нормы поведения, взгляды и привычки. Традиционный механизм социализации происходит в раннем детстве и действует на индивида неосознанно. Полученные на этом этапе навыки могут видоизменяться во взрослой жизни, в зависимости от внешнего окружения индивида.

Механизм социализации, при котором на индивида оказывают влияние различные социальные институты называется институциональным механизмом социализации. Здесь на смену друзьям и родным приходят институты: институт образования, работа, и прочие институты, которые либо специально созданы для социализации личности, либо выполняют эту функцию второстепенно.
Стилизованный механизм социализации – это влияние на человека различных субкультур, зарождающихся в определённых профессиональных или культурных сообществах. Работая в определенной сфере или посещая какой-либо клуб интересов, человек приобретает нормы поведения, присущие всем членам этого сообщества. Например, занимаясь в футбольном клубе, человек перенимает такие ценности как здоровый образ жизни, отказ от курения и алкоголя, посещение значимых футбольных матчей и ношение определенной одежды.
Когда человек взаимодействует со значимыми для него людьми включается межличностный механизм социализации. К значимым людям могут относится друзья, родственники, коллеги по работе, то есть все люди, которые субъективно значимы для индивида. Человек перенимает у них те ценности, нормы и образцы поведения, которые считает приемлемыми для себя.

В вопросе о генезисе социализации, А. Мудрик выделяет ряд последовательных этапов, отражающих проблемы возрастной периодизации: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, средний, позднюю зрелость, пожилой возраст, старость, долгожительство. В качестве агентов социализации А.В. Мудрик рассматривает окружающих и входящих в круг общения ребенка людей.
В структуру социализации входит: стихийная социализация, воспитание сознательное самоизменение человека. Взаимообусловленность трех явлений социального воспитания (социализация, воспитание и развитие) обеспечивает становление «социальности» человека.Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать индивиду как активному субъекту общественных отношений. Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Старший дошкольный возраст

На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением , соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др.).. «Овладение наукой жизни - основная потребность ребенка, которую она стремится удовлетворить. Это требует от него умение не только выживать в сиюминутных условиях окружающей среды, но и жить в полную силу, реализовать свой потенциал, достигать согласия с окружающим, находить свое соразмерные место в противоречивом мире »(А.Л. Кононко).
Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада. Они могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе. Результатом ранней социализации является готовность к школьному обучению и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Во-первых, это стихийный путь, поскольку человеческий индивид с первых шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в общественно-историческом мире. Важно, что ребенок не просто впитывает воздействия окружающей среды, а включается в общие с другими людьми акты поведения, в которых усваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный нормативный специально организованный обществом процесс, соответствует социально-экономической структуре, идеологии, культуре и цели воспитания в данном обществе.
Протекание процесса социализации детей старшего дошкольного возраста раскрывается через показатели: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации.
Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное учебное заведение, ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию малышей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивные формы поведения и основы коммуникабельности в обществе.

Условия приема

Подробнее

Памятка для родителей

Подробнее

Вопросы питания

Подробнее
 

ул. Софиевская 20
Тел: (048) 723-44-60
Email: pinokkio@inbox.ru

 

Полозова Елена Владимировна
Тел: (067) 787-63-11

 

Рудник Яна Ивановна
Тел: (050) 392-39-40